Синопсис.

Это я себя ученым назвал, если что. Пора уже признать очевидное. Четвертая ВАКовская статья ушла в печать и хер знает сколько тезисов докладов на международных конференциях. В посте о кандидатской я уже говорил, что научная деятельность у меня идет параллельно обязанностям инженера. Это привносит в научную деятельность некий бессистемный сумбур, т.к. на основную трудовую деятельность я трачу гораздо больше времени.

Кстати, о времени: в мой драгоценный распорядок ворвалась преподавательская струя, о которой я и хочу вам поведать.

Случилось это тогда, когда наша лаборатория стала отдельным структурным подразделением университета. Каждое структурное подразделение должно тратить некое время на преподавательскую деятельность. Поэтому, пару лет назад мне предложили написать курс лекций по основной тематике лаборатории. Т.е. чем работаешь, о том и пиши. Неожиданно, это вылилось в 2 предмета на 144 часа. Предложили преподавать ровно по этому курсу лекций. И я согласился. Но выдвинул несколько условий:

1. Преподавать я должен в здании лаборатории.

2. Эта деятельность не должна мешать основной работе.

В итоге я начал преподавать 2 пары в неделю этажом чуть выше лаборатории. Удобно, подумал я, и отпреподавал учебный год. Принял зачеты, принял экзамены.

Мотивация и ощущения

Зачем мне это? Развитие. Никто не знает предмет в теории лучше, чем тот, кто его преподает. Приходилось залезать в саму суть, изучая сторонние вопросы, чтобы юные неучи не смогли застать тебя врасплох каверзным, как им кажется, вопросом. Меня трудно застать врасплох, ведь я владею предметом на практике. К слову, о предмете. Это спецпредмет, один из основных по специальности. Поэтому он преподается четверокурсникам. Там попадаются весьма любопытные экземпляры, которые могут заебать вопросом «почему» хуже моей трехлетней дочки.

Но я весьма доволен, что за прошлый учебный год  узнал очень многое, ранее скрытое, как раз благодаря «почемучкам».

Про группу

Попалась мне группа из 19 человек с 3-мя девочками. После некоторых размышлений я понял, что из 3-х девочек можно при желании собрать одну неплохую. Это я отвлекся.

Так вот, группа мне попалась мужская с женскими вкраплениями. Это добавляло остроту моменту: ругаться матом некомильфо и одеваться приходилось приличней. Так-то я в майке-алкашке рассекал и сквернословил, а тут такое… Шучу, конечно. Из 19 человек всегда присутствовало от 12 до 16 человек. Двоих я не видел никогда, а один пришел только на экзамен. Интересовались предметом 7-8 человек, остальные занимались своими делами. Своими делами заниматься я разрешал только при одном условии: ни звука. Спи, читай книгу, борись с режимом в айфоне, мне по-барабану, главное, чтоб остальным не мешал. Из 7-8 интересующихся, реально понимали, о чем я толкую, 2-3 человека. Я человек немного специфичный в том ключе, что шучу всегда с серьезным лицом, поэтому люди неподготовленные или плохо распознающие сарказм впадают в ступор. А я не трачу время на объяснение непонятой шутки. Это порождает обиды, как в тот раз, когда я процитировал одному студенту Кирпича из фильма «Спиздили» про Билли и язык из задницы. Тут есть 2 момента: с одной стороны, могут найтись недалекие люди, которые таят обиду. С другой стороны, у меня на уроках всегда была тишина и железная дисциплина. Не только из-за острого языка и умения заполучить внимание, а еще потому, что встречают «по одежке», а выгляжу я как тот человек, которому не хочется хамить при первой встрече. И при второй.

Я предполагал, что они знают хотя бы школьный курс физики. Это было моей ошибкой и недоработкой. На середине семестра я понял что они не знают ничего. Пришлось отвлекаться на школьную физику. Потом пришлось отвлекаться на технологию производства микроэлектроники, т.к. они не знали как выглядит кристалл микросхемы. А после этого, я заново начал преподавать первую половину семестра спецпредмета. Многое, что я хотел донести, я не успел, естественно. Но я все-равно не считаю, что первый блин вышел комом. Во всяком случае, после экзаменов, несколько студентов меня поблагодарили за материал, сказав, что им было интересно. Собственно, я был бы доволен, если бы я сумел привить интерес к предмету хотя бы одному студенту.

Во многом мне помогли советы Шу, в части донесения информации до неучей. Слава разуму, в аудитории был проектор, поэтому многое я мог не рисовать руками, а взять из НИРов картинки и схемы из отчетов, коих я написал уже множество.

Правда, при работе с проектором есть один нюанс: проектируется всё на простыню, которая полностью перекрывает доску, на которой часто бывает  необходимо дописывать формулы или дорисовывать непонятое.

Уделял внимание и практическим занятиям. Ведь то о чем я преподавал можно покрутить руками или посмотреть воочию в моей лаборатории.

Минусы

Время. Куча времени на подготовку к лекциям. Ведь кроме работы, науки и лекций у меня есть прекрасная жена с не менее прекрасным ребенком, которым тоже хочется уделять внимание. Ведь вся эта движуха, в конце-концов, затевалась ради них.

Ну и безблагодарность. Я добрый человек, но тратить кучу времени на «научи бесплатно» я не могу себе позволить. Поэтому перед вторым учебным годом у меня появилось третье требование к руководству: я должен быть устроен преподавателем по внутреннему совместительству.

Устраиваюсь сейчас. Обещали аж 6 тыс. рублей в месяц за о,2 ставки с 1 сентября 2016 года. Оказывается, ты не можешь преподавать без полного медицинского обследования, хожу по врачам вдобавок..

Экзамены

Экзамены принимал по классике «тяни билет». Интересующимся и тем, кто посещал лекции постоянно, объявил 3 автоматом с возможностью сдать на 5 на общих основаниях. Из интересующихся никто не согласился на 3, все сдавали с разным результатом, с боем. В итоге из 19 человек 5 пятёрок, 4 четверки, 7 троек, 2 пропуска и 1 двойка.

С двойкой история такая. На экзамен приперся студент, который на лекции ходил 0 раз. убедил меня допустить его до экзаменов рассказами о собственной исключительности и невероятными знаниями о предмете. Сопротивлялся минут 5 и ушел с парой. Расстроил меня немного.

Такой вот отчет о начинающем ассистенте кафедры.



2 комментария to “Ученье неучей учёным”

  1.   Стив Says:

    Приветствую)
    Хм…маловато конеш 6к за 144 часа…но как прибавка к основному нормуль)
    Злобыч а такой вопрос…многие интересуются серьёзно твоим предметом или чувствуется что «для вида»?…не потеряло ли нынешнее поколение стремление к знаниям чуть выше школьной программы?

    [Ответить]

    Profile photo of Злобыч Дневнов

    Злобыч Дневнов Reply:

    Приветствую)

    Привет.

    Хм…маловато конеш 6к за 144 часа…но как прибавка к основному нормуль)

    Там через всё повествование красной нитью проходит мысль, что это не ради денег.

    Злобыч а такой вопрос…многие интересуются серьёзно твоим предметом или чувствуется что «для вида»?…не потеряло ли нынешнее поколение стремление к знаниям чуть выше школьной программы?

    У них выбора нет, они с четвертого курса, по предмету экзамен, а это один из основных спецпредметов. Интересуются по собственной воле 2-3 человека, ради них и работаем, как высказался Шу.

    [Ответить]

Leave a Reply

Powered by WP Hashcash